Уникальная судьба нашей страны России изменилась после смерти И.В. Сталина. Сегодня уже понятна причина этого движения «под откос», приведшего к распаду Советского Союза. Начало этому движению положил Никита Хрущев, который вопреки указаниям вождя постановил чиновничий партийный аппарат управлять экономикой страны. Естественно, все последующие руководители были из этой же среды, и они поддержали эту схему управления. Это они придумали лозунги «партия – наш рулевой», а также «партия – руководящая и направляющая сила нашего общества». Так руководящее партийное чиновничество получило, совершенно безответственно, все бразды управления огромным государством.
Молитва Ефрема Сирина, жившего в IV веке от Рождества Христова, монаха, богослова и учителя церкви, которую мы читаем с наступлением Великого Поста, очень короткая:
«Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.
Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве, даруй мне, рабу Твоему.
Ей Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко Благословен еси во веки веков. Аминь».
Молитва очень сильная, она делит всех людей на две половины: одна половина считает мирские блага более значимыми, чем заповеди Божии, другая — истинные христиане с нравственными устоями жизни. Реальная жизнь расставляет всех по своим местам, первой части молитвы, как показывает нам опыт, в человеческом обществе соответствуют чиновники и всякая начальствующая братия. За редким исключением среди них находятся успешные и ответственные работники, умело делающие свое дело. Другое дело — те работники, которых можно отнести ко второй части молитвы: их нравственные качества определяют честное отношение к труду, своим обязанностям, они обретают возможность успешно работать как по одному, так и в коллективе. Деление человеческого общества очень жесткое. Иисус — для тех, которые ответственны в своих делах и способны на труд и творчество, на помощь и сострадание к ближнему, для этих людей сказано Им в Евангелии: «Ничего же без меня делать не сможете» – явное обещание помощи Господа. Можно вспомнить в нашей истории тех выходцев из благочестивого крестьянства, которые своим трудом, делом и способностями становились состоятельными, и, как правило, именно они становились меценатами и много делали на пользу стране и людям. Те же, которые избрали себе другую стезю жизни, добились начальствующего положения, они, к сожалению, озабочены достижением благ лично для себя, живут состоятельной, по сути дела праздной жизнью, а особенно те из них, которые занимаются государственными делами.
Мы все осознаем, что страна, управляемая чиновниками, очень далека от процветания. Сегодня у нас много примеров таких начальствующих деятелей, которые проваливают одно порученное за другим и тем не менее продолжают свою «карьеру» в руководящей среде. Особенно это относится к так называемым олигархам, получившим огромное состояние при «приватизации». Более чем 30-летний период существования нашей страны в условиях капитализма явно не выделил среди них видных специалистов, способных продуктивно работать для страны и народа России. Это явно те люди, которым Иисус Христос в одном из обращений говорил: «Идите прочь от меня, не знаю вас». Видимо, им, получившим от жизни очень много, надо бы очень много сделать полезного, как говорили в советское время «для народа и отечества», но…увы. Исключения очень редки.
Иисус Христос говорит в своих проповедях: «На Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; итак все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят и не делают: связывают бремена тяжелые и неудобноносимые и возлагают их на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть, … любят предлежания на пришествах и председаниях в синагогах и народных собраниях, чтобы люди звали их «учитель! учитель!»… А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель – Христос; все же вы – братья; и отцом себе никого не называйте, ибо один у вас Отец, Который на небесах». (Матфей, 23)
Нетрудно узнать в фарисеях чиновников того времени, которые были призваны следить за верующими иудеями, правильно ли те соблюдают Моисеевы заповеди, тех самых чиновников, которые этим «контролем» создают себе возвышенное положение для достижения власти и бытовых преимуществ. Недаром Христос называет их лицемерами.
«Если око твое чисто, то и тело твое будет светлым».
«Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло, если око твое будет худо, то все тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, есть тьма, то какова же тьма?» (Евангелие от Матфея)
«Никто, зажегший свечу, не ставит ее в сокровенном месте, ни под сосудом, но на подсвечнике, чтобы входящие видели свет. Светильник тела есть око, итак, если око твое будет чисто, то и все тело будет светло; а если оно будет худо, то и тело твое будет темно. Итак, смотри: свет, который в тебе, не есть ли тьма? Если тело твое все светло и не имеет ни одной темной части, то будет светло все так, как бы светильник освещал тебя сиянием». (Евангелие от Луки)
В этих словах Евангелия идет речь о нравственной чистоте человека. Именно с такими людьми и общается Господь. Понятно, что речь идет на самом деле о человеческом лице, представляющем личность (и тело), именно оно может быть «светло так, как если бы светильник освещал тебя сиянием». Именно такому светлому человеку доступно общение с Господом. Тому есть много примеров: таким людям доступна благодать Божья – интуиция.
Абстрактные мысли на инженерную тему
Известно, что научно-технический прогресс человечества последних лет создан в основном трудами инженеров, т.е. специалистов, имеющих высшее образование (квалификацию), осуществивших разработку сначала проектов технических устройств – производственных машин, транспортных средств, средств связи и передачи информации и т.д. и т.п. — самых различных типов, равно как расчет и создание техники и технологии их производств. Ими также создано множество производственных предприятий, технологий и оборудования, а также производств для изготовления всей этой техники. Безусловно, инженерная работа является творческой деятельностью, как это имеет место в науке и искусстве, где в максимальной степени используются интеллектуальные способности человека. Однако мало кто будет спорить с тем, что по жизни такие творческие способности у различных людей, в том числе и инженерной профессии, отличаются очень сильно. Есть нечто общее, что свойственно выдающимся инженерам, (как, впрочем, и людям других профессий, которым было суждено сделать великие свершения). О проявлении таких высших творческих способностей человеческой личности пойдет речь далее.
В книге Бориса Викторовича Раушенбаха о соратнике С.П. Королева – «Германе Оберте» в ряду описаний таких выдающихся инженеров, как С.П. Королев (и Вернер фон Браун), находим такие слова:
«Очень важным, не поддающимся рациональному толкованию, было свойство руководителя, которое можно кратко охарактеризовать так: принимать правильные решения при недостатке информации. В отличие от уже существующих отраслей техники и космонавтики сегодня, в начальные годы становления ракетно-космической техники, многие решения надо было принимать почти вслепую. Говоря о космонавтике, можно, например, указать, что мы тогда почти ничего не знали о свойствах космического пространства, о влиянии невесомости не только на человеческий организм, но и на работу технических устройств и т.д. Сегодня все это известно, но в 50-е годы очень существенное не могло быть известно исполнителям, а решения все равно принимать было нужно. Я приведу здесь один хрестоматийный пример. Когда велось проектирование первых автоматов для посадки на Луну, то важным был вопрос о характере лунного грунта. В зависимости от ответа на этот вопрос совершенно разный облик получали посадочные устройства. На многочисленных совещаниях по этому вопросу мнения планетологов разделились: одни считали лунный грунт твердым, наподобие земного, а другие утверждали, что Луну покрывает толстый слой пыли и после посадки лунный автомат способен «утонуть» в ней, если не принять необходимых конструктивных мер (например, сделать посадочное устройство наподобие больших надувных «матрацев»). Голоса специалистов разделились приблизительно поровну. На последнем совещании по этому поводу, которое вел Королев, ситуация не изменилась. Но делать лунный автомат было нужно, терять время на продолжение бесплодных дискуссий не имело смысла, и Королев решил: «будем считать лунный грунт твердым». Это решение вызвало негодование половины специалистов как совершенно необоснованное. Но Королев оказался прав. Что позволило принять ему правильное решение при отсутствии достоверной информации? Сегодня ответа на этот вопрос не существует. Можно было бы считать, что он выбрал вариант «на авось» и угадал случайно. Однако, ситуации, подобные описанной, повторялись по тому или иному поводу слишком часто, чтобы эту способность принимать правильные решения при недостатке информации можно было объяснять случайностями. В этом вопросе Королев… походил на выдающегося полководца. Полководцы очень часто руководят сражением при недостатке информации не только о противнике, но иногда и о собственных войсках, и хороший полководец отличается от плохого способностью, тем не менее, принимать правильные решения. Если вернуться к характеристике фон Брауна, который работал в похожих условиях, то можно предположить, что и он обладал аналогичным даром руководителя, ведущего своих сотрудников по неизведанным путям».
О человеческой интуиции
На эту тему есть мнение и другого нашего современника – Архиепископа Луки (в миру Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого, 1877–1961 гг.). Этот человек канонизирован Русской Православной Церковью в 1996 году, как и полагается по православной традиции, после смерти. По благословению Святейшего патриарха Московского и всея Руси Алексия II в 2010 году в Москве изданы «Избранные творения Святителя Луки архиепископа Симферопольского и Крымского». В разделе «Наука и религия» в главе 1 находим такие слова:
«Знание больше, чем наука. Оно достигается и теми высшими способностями духа, которыми не располагает наука. Это прежде всего интуиция, то есть непосредственное чутье истины, которое угадывает, прозревает ее, пророчески предвидит там, куда не достигает научный способ познания. Эта интуиция все более (в последнее время) занимает внимание философии. Ею мы живем гораздо больше, чем предполагаем. Она-то ведет нас в другую высшую область духа – то есть в религию».
«Наука есть система достигнутых знаний о наблюдаемых нами явлениях действительности. Религия есть отношение к Абсолютному, Тому, Кого мы называем Богом».
Интуиция – благодать Божья, она есть результат общения достойных людей со Святым Духом. В нашей молитве, Символе Веры есть слова «…Верую… и в Духа Святаго, Господа Животворящего, иже от Отца исходящаго, иже со Отцем и Сыном споклоняема и славима, глаголавшего пророки…». Для Святого Духа, принимавшего непосредственное участие в создании мира, все его тайны открыты, и в Его воле сделать их доступными для благочестивого человека. Очевидно, что такое возможно далеко не для всех, но для избранных.
Свидетельство тому мы находим в Евангелии:
«Истинно говорю вам: верующий в Меня дела, которые твою Я, и он сотворит, потому что Я к Отцу Моему иду. Если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне. Если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю. Если любите Меня, соблюдайте Мои заповеди. И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с нами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому, что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо он с вами пребывает и в вас будет. Не оставлю вас сиротами; приду к вам. Еще немного и мир уже не увидит Меня; а вы увидите Меня, ибо Я живу и вы будете жить. В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас. Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам». (Иоанн Богослов)
Другая сторона жизни и первая молитва Ефрема Сирина
История распада первой в истории человечества великой социалистической державы, Советского Союза, — это история деградации в государстве советских чиновников, т.е. партийной номенклатуры, пришедшей к власти и взявшей на себя управление экономикой страны после смерти великого вождя И.В. Сталина. В одном из последних выступлений вождя на пленуме им было сказано, что управлять экономикой страны должны специалисты, а партия (КПСС) должна заниматься моральным воспитанием народа.
Изменения произошли сразу же после смерти вождя, в ходе правления первого преемника Н.С. Хрущева – самого неудачного и малообразованного из советских руководителей (церковно-приходское образование), начавшего дискредитацию Сталина. Управление государством, его экономикой, производством, промышленностью, наукой и образованием он доверил партийным бюрократам и чиновникам, образовавшим класс (по Марксу) партийной номенклатуры, которая в полной мере соответствовала своими качествами всем четырем граням молитвы. В дальнейшем этот процесс был так или иначе поддержан всеми следующими партийными правителями страны: Л.И. Брежневым, М.С. Горбачевым и Б.Н. Ельциным. На то, чтобы «развалить» СССР, номенклатуре потребовалось почти 40 лет; без проявления худших человеческих качеств: предательства дела строительства нового социалистического общества, которому клялись быть верными все члены партии, обмана, лжи и насилия такие изменения не обошлись.
И.В. Сталин, руководитель СССР с 1924 года, предлагавший и выполнивший построение первого социалистического государства (Конституция от 05.12.1936).
Иосиф Виссарионович Сталин был учеником В.И. Ленина, которого он очень ценил, и по жизни был реальным руководителем создания первого в мире социалистического государства – СССР. Его время правления страной было успешным, известны высказывания о нем руководителей других государств, его современников. Начать хочется с хорошо известных личностей мирового уровня, живших в то время и хорошо знакомых со Сталиным лично.
Самыми сильными эмоционально и правдивыми по содержанию являются воспоминания главы правительства Великобритании, имевшей многие годы далеко не дружественные отношения с Россией. Приведем полностью текст, произнесенный почти 7 лет спустя после смерти Сталина. Воздавая ему должное, Хрущев, превозносивший вождя при жизни, начал его дискредитацию через год после его смерти – почувствуйте разницу.
Британская энциклопедия, 1964 г., т. 5
Речь сэра Уинстона Черчилля в палате лордов в декабре 1959 года, посвященная 80-летию Иосифа Виссарионовича Сталина
«Большим счастьем для России было то, что в годы тяжелых испытаний ее возглавлял такой гений и непоколебимый полководец, как Иосиф Сталин.
Сталин был выдающейся личностью, вполне соответствующей жестокому периоду истории, в котором протекала его жизнь.
Сталин был человеком необыкновенной энергии, эрудиции и несгибаемой силы воли, резким, жестким, беспощадным как в деле, так и беседе, которому даже я, воспитанный в английском парламенте, не мог ничего противопоставить.
Сталин обладал большим чувством юмора и сарказма, а также способностью точно выражать свои мысли. Статьи и речи Сталин всегда писал сам, и в его произведениях звучала исполинская сила. Эта сила настолько велика в Сталине, что он казался неповторимым среди руководителей государств и народов.
Сталин производил на нас неизгладимое впечатление. Его влияние на людей было неотразимо. Когда он заходил в зал на Ялтинской конференции, мы все, словно по команде, вставали и, странное дело, почему-то держали руки по швам.
Он обладал глубокой мудростью и чуждой всякой паники логикой.
Сталин был непревзойденным мастером находить в трудные минуты пути – выходы из самого безвыходного положения.
В самые трагические моменты, как и в дни торжества, Сталин одинаково сдержан, никогда не поддавался иллюзиям.
Он был необычайно сложной личностью.
Сталин создал и подчинил себе огромную империю.
Он был Человеком, который своего врага уничтожал руками своих врагов, заставив даже нас, которых он открыто называл империалистами, воевать против империалистов.
Сталин был величайшим, не имеющих себе равных в мире, диктатором.
Он принял Россию с сохой, а оставил оснащенной атомным оружием.
Нет, что бы ни говорили о Сталине, таких история и народы не забывают».
Правительства почти всех стран прислали соболезнования по случаю смерти вождя, из них интересна фраза в послании главы Франции генерала Де Голля: «Сталин не ушел в прошлое – он растворился в будущем…» Это почти пророчество оказалось близко к истине для нынешней России, переживающей трудные времена. Популярность вождя в народе быстро возрастает.
Следующие воспоминания относятся к деятелям Русской Православной Церкви в нашей атеистической стране. Приведем высказывания русского Святителя Луки, архиепископа Крымского. После великой победы Русского народа над фашизмом архиепископ Лука дал оценку роли Сталина: «Сталин сохранил Россию, показал, что она значит для мира. Поэтому я, как православный христианин и русский патриот, низко кланяюсь Сталину…» Святитель Лука считал Сталина православным верующим, поэтому в день его кончины он выступил со специальной проповедью, где дал ему очень высокую оценку. Заметим, что в православии святые говорят только правду.
Церковь тоже глубоко скорбела о кончине великого человека. В печати опубликовали речь Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия перед панихидой по Иосифу Виссарионовичу Сталину, сказанную им в Патриаршем соборе 09.03.1953, в день его похорон:
«Великого Вождя нашего народа, Иосифа Виссарионовича Сталина, не стало.
Упразднилась сила великая, нравственная, общественная: сила, в которой народ наш ощущал собственную силу, которою он руководился в своих созидательных трудах и предприятиях, которою он утешался в течение многих лет.
Нет области, куда бы не проникал глубокий взор великого Вождя. Люди науки изумлялись его глубокой научной осведомленности в самых разнообразных областях, его гениальным научным обобщениям; военные — его военному гению; люди самого различного труда неизменно получали от него мощную поддержку и ценные указания.
Как человек гениальный, он в каждом деле открывал то, что было невидимо и недоступно для обыкновенного ума.
Об его напряженных заботах и подвигах во время Великой Отечественной войны, об его гениальном руководстве военными действиями, давшими нам победу над сильным врагом и вообще над фашизмом; об его многогранных необъятных повседневных трудах по управлению, по руководству государственными делами — пространно и убедительно говорили и в печати, и, особенно, при последнем прощании сегодня, в день его похорон, его ближайшие соработники.
Его имя, как поборника мира во всем мире, и его славные деяния будут жить в веках.
Мы же, собравшись для молитвы о нем, не можем пройти молчанием его всегда благожелательного, участливого отношения к нашим церковным нуждам. Ни один вопрос, с которым бы мы к нему ни обращались, не был им отвергнут; он удовлетворял все наши просьбы. И много доброго и полезного, благодаря его высокому авторитету, сделано для нашей Церкви нашим Правительством.
Память о нем для нас незабвенна, и наша Русская Православная Церковь, оплакивая его уход от нас, провожает его в последний путь, «в путь всея земли», горячей молитвой».
Гений страшной эпохи – Павел Флоренский
«Можно сказать, что жизнь ему как бы предлагала выбор между Соловками и Парижем, но он избрал… родину, хотя то были и Соловки, он восхотел до конца разделить судьбу со своим народом. Отец Павел органически не мог и не хотел стать эмигрантом в смысле вольного или невольного отрыва от родины, и сам он и судьба его есть слава и величие России, хотя вместе с тем и величайшее её преступление» — так написал о нём в своём некрологе философ Сергей Булгаков.
Павел Флоренский — фигура в русской истории столь значительная, что не хватит и многих книг, чтобы описать всю широту его творческого и научного наследия. Религиозная философия, богословие, медицина, математика геометрия, поэзия, искусство, генеалогия, инженерная практическая работа — вот неполный список областей, в которых он обладал обширными знаниями. Его называли «русским Леонардо да Винчи». Кроме того, он был священником, а жизнь свою закончил мучеником. Флоренский был арестован в 1933 году за одно из своих творений (Предполагаемое государственное устройство будущего). Далее небольшая выдержка из этого творения.
«Никакие парламенты, учредительные собрания, совещания и прочая многоголосица не смогут вывести человечество из тупиков и болот, потому что тут речь идет не о выяснении того, что уже есть, а о прозрении того, чего еще нет. Требуется лицо, обладающее интуицией будущей культуры, лицо пророческого склада. Это лицо на основании своей интуиции, пусть и смутной, должно ковать общество. Ему нет необходимости быть ни чрезвычайно умным, ни нравственно возвышаться над всеми, но необходимой должна быть гениальная воля, воля, которая стихийно, может быть даже не понимая всего, она делает, стремится к цели, еще не обозначившейся в истории.
Будущий строй нашей страны ждет того, кто, обладая интуицией и волей, не побоялся бы открыто порвать с путами представительства, партийности, избирательных прав и прочего, и отдался бы влекущей его цели. Все права на власть (партийные, избирательные, по назначению) – старая ветошь, которой место в крематории. На созидание нового строя, долженствующего открыть новый период истории и соответствующую ему культуру, есть одно право – сила гения, сила творить этот строй. Право это одно только не человеческого происхождения и потому заслуживает название божественного. И как бы не назывался подобный творец культуры – диктатором, правителем, императором, или как-нибудь иначе, мы будем считать его истинным самодержцем и подчиняться ему не из страха, а в силу трепетного сознания, что перед нами чудо и живое явление творческой мощи человечества». (Выписки из текста работы «Предполагаемое государственное устройство в будущем», созданной автором в 1933 году в заключении)
Как мы знаем, предвидения Флоренского в этом труде воплотились в реальной жизни в личности И.В. Сталина, который на практике оказался именно таким руководителем, о котором он мечтал и писал и, конечно же, молился: правитель обладал мудростью, интуицией и волей в исполнении намеченного. Свидетельство Павла Александровича, благочестивого человека, и такое его предвидение (безусловно, интуитивное) может означать только участие руки Господней в судьбе России, пославшей такого руководителя для спасения страны и ее народа.
Стихотворение Иосифа Виссарионовича Сталина
За несколько лет до своей смерти Сталин написал стихотворение о своей жизни и судьбе. Оно оказалось пророческим, он будто чувствовал свою смерть и каялся за свои грехи. На все воля Господа, и Сталин это понимал.
Поговорим о вечности с тобою:
Конечно, я во многом виноват!
Но кто-то правил и моей судьбою,
Я ощущал тот вездесущий взгляд.
Он не давал ни сна мне, ни покоя,
Он жил во мне и правил свыше мной.
И я, как раб вселенского настроя,
Железной волей управлял страной.
Кем был мой тайный высший повелитель?
Чего хотел Он, управляя мной?
Я, словно раб, судья и исполнитель,
Был всем над этой нищею страной.
И было всё тогда непостижимо:
Откуда брались силы, воля, власть?
Моя душа, как колесо машины,
Переминала миллионов страсть.
И лишь потом, весною, в 45-м,
Он прошептал мне тихо на ушко:
– Ты был моим послушником, солдатом,
И твой покой уже недалеко!
1949
Высказывания И.В. Сталина
… «На многие дела нашей партии наплюют во всем мире, и в стране тоже. Его оклевещут и переложат на них множество преступлений» …
… «Когда я умру, на мою могилу нанесут много мусора, но ветер истории безжалостно разметет его» …
… «Успех России никогда не радовал мировых лидеров, которые хотят видеть только себя на 1-м месте. Они хотели бы поделить между собой наши земли и богатства» …
… «Мировой сионизм попытается разрушить наш союз, чтобы Россия больше никогда не восстала. Знайте, что сила СССР в дружбе народов. Острие борьбы будет направлено на разрыв этой дружбы, на отделение окраин от России» …
… «В целом дальнейшее развитие пойдет по сложным и даже безумным путям. Повороты будут крутыми. И дело в том, что у Востока возникнут резкие противоречия с Западом» …
… «Как бы ни развивались события, наступит время, и взоры новых поколений будут обращены на дела и победы нашего Отечества. Год за годом будут приходить новые поколения. Они поднимут знамя своих отцов и дедов. И они отдадут нам должное. Они построят свое будущее на нашем прошлом» …
«Многие дела нашей партии и народа будут извращены и оплеваны, прежде всего за рубежом, да и в нашей стране тоже. Сионизм, рвущийся к мировому господству, будет жестоко мстить нам за наши успехи и достижения. Он все еще рассматривает Россию как варварскую страну, как сырьевой придаток. И мое имя тоже будет оболгано, оклеветано. Мне припишут множество злодеяний. Мировой сионизм всеми силами будет стремиться уничтожить наш Союз, чтобы Россия больше никогда не могла подняться. Сила СССР — в дружбе народов. Острие борьбы будет направлено, прежде всего, на разрыв этой дружбы, на отрыв окраин от России. Здесь, надо признаться, мы еще не все сделали. Здесь еще большое поле работы».
Из биографии П.А. Флоренского
Павел Александрович Флоренский родился в Елизаветпольской губернии, в небольшом местечке Евлах на территории современного Азербайджана 21 января (9 января по ст. ст.) 1882 г. Его отец был русским инженером железной дороги, происхождение матери было связано со старинным родом карабахских армян. В 1889 г. Павел, с золотой медалью окончив тифлисскую гимназию, стал студентом Московского университета, физико-математического факультета. В студенческие годы знакомство с Андреем Белым позволило ему войти в сообщество, где вращались Константин Бальмонт, Александр Блок, Зинаида Гиппиус, Дмитрий Мережковский, Валерий Брюсов. В этот же период он заинтересовался учением Владимира Соловьева, изучал работы, написанные архимандритом Серапионом (Машкиным). Тогда же впервые начал публиковаться в журналах «Весы» и «Новый путь».
По благословению епископа Антония (Флоренсова) после выхода из университетских стен Павел поступил в Московскую духовную академию при Троице-Сергиевой лавре. В эти годы у него возник смелый замысел объединить светскую культуру и церковность, предпринять попытку синтеза научно-философского мировоззрения и церковных догматов, а также искусства. Он начинает писать работу «Столп и утверждение истины», которая была готова в 1908 г. и удостоена Макариевской премии. По окончании в этом же году академии Флоренский успешно защищает кандидатскую диссертацию; в 1914 г. становится магистром богословия. В 1911 г. Флоренского рукоположили в священники. Местом службы стала церковь Убежища сестер милосердия Красного Креста в Сергиевом Посаде, где он пробыл до мая 1921 г. На протяжении 1912-1917 гг. Павел Александрович, одновременно являясь профессором академии, читал лекции по истории, философии, а в 1912 г. получил редакторский пост в академическом журнале «Богословский вестник».
Революция 1917 г. была воспринята Флоренским как своеобразный апокалипсис, но с точки зрения политики и философии его все больше привлекал теократический монархизм. Одно из направлений его деятельности в послереволюционный период биографии — это музейная работа и искусствоведение. Флоренский приложил немало усилий для того, чтобы убедить новую власть в огромной ценности Троице-Сергиевой лавры, работал в Комиссии охраны памятников и старины в качестве ученого секретаря. На протяжении 1916-1925 гг. его творческое наследие пополняется целым рядом религиозно-философских работ, в частности, «Очерки философии культа» (1918), «Иконостас» (1922).
В этот же период Павел Александрович активизирует деятельность на поприще математики и физики. Он являлся профессором ВХУТЕМАСа, участвовал в создании и реализации плана ГОЭЛРО. В научных изысканиях его поддерживал Троцкий, и не исключено, что это обстоятельство стало одним из факторов дальнейших злоключений ученого-священника. В 1924 г. им была написана крупная монография, посвященная диэлектрикам, и на протяжении 20-х увидел свет целый ряд менее масштабных научных работ. Так, в 1922 г. был опубликован труд научно-философского характера «Мнимости в геометрии». На протяжении 1927-1933 гг. Флоренский выступал редактором «Технической энциклопедии» и написал для нее большое количество статей.
В 1928 г. Флоренский был сослан в Нижний Новгород, но ссылка была короткой благодаря ходатайству Екатерины Пешковой, жены Максима Горького. Флоренский принял решение остаться в России, хотя ему предоставлялся шанс стать эмигрантом и переехать в Чехию. В начале 30-х начинается травля в прессе — в советских изданиях выходит целый ряд статей, направленных против Флоренского. 26 февраля 1933 г. его арестовали и 26 июля приговорили к 10 годам заключения. Отбывать их предстояло в лагере «Свободный» в Восточной Сибири. Прибывшему туда ученому предстояло влиться в научно-исследовательский отдел управления БАМЛАГа. 10 февраля 1934 г. новым местом пребывания стала опытная мерзлотная станция в Сковородино, где Флоренский занимался исследованиями особенностей строительства в условиях вечной мерзлоты.
17 августа Павла Александровича поместили в лагерный изолятор, а 1 сентября спецконвой доставил его в Соловецкий лагерь особого назначения, где он работал на заводе йодной промышленности. Даже в таких тяжелых условиях Флоренский продолжал делать научные открытия — запатентовано их было более десятка. Одно из них мы видим и сейчас в аптеках — так называемый «умный йод» Павла Флоренского.
25 ноября 1937 г. Особой тройкой НКВД Павел Александрович был приговорён к расстрелу. Когда приговор был приведен в исполнение, неизвестно, но датой его смерти считается 8 декабря 1937 г. Похоронен Флоренский под Ленинградом на Левашовой пустоши в общей могиле. Как и многие пострадавшие от репрессий, реабилитирован посмертно.
На мой взгляд, один только анализ Флоренского, каким должен быть руководитель государства, заплатившего своей жизнью за это предвидение, а также пожертвование собой за други своя – достойны канонизации. Он закончил жизнь мучеником. Но подождем: у православной церкви свои правила.
Из биографии Святителя Луки Крымского
Архиепископ Лука (в миру Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий) родился в Керчи 27 апреля 1877 года. Окончив гимназию, по размышлении о выборе жизненного пути решил, что обязан заниматься только тем, что «полезно для страдающих людей», выбрал медицину. По окончании университета будущий святитель занимался врачебной практикой и научными исследованиями. Одним из первых мест его врачебной практики стал город Переславль-Залесский.
В 1920-х гг. он работал хирургом в Ташкенте, активно участвуя и в церковной жизни, посещая заседания церковного братства. Слова епископа Ташкентского Иннокентия «Доктор, вам надо быть священником» были восприняты как Божий призыв. После трехлетнего служения в сане иерея отец Валентин принимает монашеский постриг с именем апостола, евангелиста и врача Луки, и 30 мая иеромонах Лука был тайно хиротонисан во епископа. С этого времени начинается крестный путь Владыки как исповедника.
Многочисленные аресты, пытки и ссылки не ослабили ревность Святителя в исполнении архипастырского долга и служения людям в качестве врача. Его труды, так нужные стране, были отмечены высшей наградой – Сталинской премией.
С 1946 по 1961 годы Владыка Лука был правящим архиереем Крымской епархии. Скончался Преосвященнейший Лука 11 июня 1961 года, в день всех святых, в земле Российской просиявших. Но пастырь не оставил свою паству. Его молитвами совершались многочисленные чудесные исцеления. В 1966 году состоялось обретение святых останков архиепископа Луки, которые в настоящее время почивают в Свято-Троицком кафедральном соборе Симферополя.
Святый угодник Божий Лука Крымский, просиявший в сонме святых Церкви Христовой как исповедник, явил в своем лице доброго пастыря, исцеляющего недуги как душевные, так и телесные, показал пример сочетания служения архипастыря и врача. Его богословские трактаты пробуждают веру и убеждают сомневающихся в истинности бытия Божия, опровергая различные псевдонаучные теории. Своим подвигом святитель показал, что есть несение креста Христова.
В.Н. Бранец, ветеран РКК «Энергия» им. С.П. Королева
(подготовлено 10.09.2023)