Бабушка Акулина и её роль в духовной жизни Дёминой Поляны


Недавно случилось радостное для многих из нас (а для меня в особенности!) событие: наконец-то нашелся рисунок бывшего Покровского храма в с. Демина Поляна, о чем я уже писал ранее. И связано это с именем моей землячки Игониной Акулины Андреевны, или бабки Акулины, как ее звали в селе (а иногда называли и просто Акулькой). Делюсь своими воспоминаниями об этом человеке.
Демина Поляна, историю которой мы начали изучать, имеет свой мир, свою неповторимую атмосферу, свой характер, свой менталитет. Люди, живущие здесь целыми поколениями, привыкли быть друг у друга на виду, все очень хорошо знакомы между собой и все в какой-то степени являются друг другу родными если не по крови, то по судьбе. Все село – как одна большая семья.
Бабку Акулину мы все хорошо знали. Несмотря на советские атеистические времена, религиозная жизнь в селе никогда не прекращалась. Хотя был закрыт и разрушен храм, молитвы не переставали звучать в домах и вера жителей села всегда оставалась крепкой. С верой рождались, жили, умирали, верой лечились.
Помню, рассказывала мне одна деминская жительница случай из своей жизни. Дело было в послевоенное время, и так случилось, что захворал кто-то из ее ребятишек (а всего в семье их было восемь!): у ребенка появилась сыпь на теле и другие симптомы, болезнь никак не проходила. С медициной в селе ситуация была непростая, и мать с заболевшим сыном с Гуменской улицы пошла на Тенишевскую, в дом, где верующие односельчане проводили богослужения. Ей пришлось подождать окончания службы, затем к ним подошла женщина и помолилась над ребёнком. Вскоре он выздоровел.
В селе всегда была и сейчас есть группа людей, состоящая преимущественно из женщин, которых называют певчими, или читалками. Без них не обходится ни одно событие в селе — ни похороны, ни поминки, ни моления на кладбище и проч. Постоянной и активной участницей этой группы была и бабушка Акулина. По многим ушедшим из этой жизни землякам она читала поминальные молитвы. Один такой момент особенно врезался в мою память: речь идет об уходе из земной жизни самого дорогого и близкого мне человека – мамы. Ее жизненный путь завершился до обидного рано, ей было всего 50 лет. В результате внезапно возникшего 24 марта 1979 г. пожара в нашем уютном и благополучном доме (он полностью сгорел) мама сильно обгорела, и, как напишут врачи, «получила ожоги, не совместимые с жизнью». 17 апреля в 4-й городской больнице г. Саранска ее не стало. Я был еще школьником, мне было 16 лет. Ночь перед похоронами с 19 на 20 апреля, в Великую пятницу Страстной седмицы перед Пасхой, я провёл вместе с бабушкой Акулиной около гроба мамы, в доме ее старшей сестры Екатерины.
Всю ночь бабушка читала Псалтырь. Оторвавшись от чтения, она подозвала меня поближе и, приоткрыв одежду мамы, показала мне ее обгоревшее тело: «Ну, разве можно было выжить при таких ожогах?» – сказала она, – «А ты не плачь, это Господь ее к себе призвал, она сейчас там, у Него». Сквозь слёзы я пытался спросить у неё: «Почему же это так? Где справедливость? Ведь мама была такой хорошей, самой лучшей, никому не сделала никакого вреда! Почему же ее так рано не стало? А как же я? Как же мы, наша семья? Как же нам жить дальше?» Трудно было успокоиться. Мы стояли и молчали у гроба мамы… Ответы на эти вопросы очень непросты, я ищу их всю свою жизнь.
С бабушкой Акулиной время от времени мы встречались в родном селе, прежде всего, на похоронах родственников и земляков и в поминальные дни на местном погосте. Как я уже писал, в начале 1990-х, когда я еще жил в Саранске, она передала мне рисунок с бывшим храмом в Деминой Поляне — рисунок, который мне удалось сохранить. Некоторые мои постоянные неравнодушные читатели в личном общении задавали вопрос, почему все же этот рисунок бабушка Акулина передала именно мне. Я и не знаю. Возможно, она еще тогда предчувствовала и предвидела, что рисунок у меня может сохраниться и что со мной в какой-то степени будет связано возрождение церкви в селе и восстановление приходской истории. Не могу сказать точно. Но благодаря в том числе и ее молитвам я искренне пытаюсь делать это в меру своих возможностей.
Сыграла свою роль Акулина и в определении креста и могилы бывших священников прихода Покрова Пресвятой Богородицы, похороненных возле храма. Вместе с другими старожилами она выступила основным экспертом, и именно она указала это место. Как сказал позднее один мой земляк: «А может, с восстановления этого креста начался духовный путь и к восстановлению храма?».
Когда я переехал в Москву, мои приезды в родное село стали более редкими. И всякий раз соседи мне говорили, что бабка Акулина просила зайти к ней. И я, конечно же, заходил. Дом, в котором она прожила большую часть жизни со своей болящей сестрой Марией, был совсем неприметен, и внутри было очень скромно, все как в старину. Внутреннее убранство не менялось много десятилетий, это можно заметить и по фото, которое я сделал в одну из наших встреч. Немалую часть комнаты занимала русская печь. Посередине стоял стол с простой деревенской утварью — чашками, ложками. И мебель, и пища были самыми простыми. Но это не имело для меня никакого значения, даже наоборот, от всего этого незамысловатого убранства в доме становилось искреннее, душевнее! В доме было много икон, религиозных книг.
В наших неторопливых беседах немало всего рассказывала мне бабушка Акулина. Прежде всего, речь шла о родном селе, о земляках. Всякий раз она напоминала о наших родственных отношениях. И эта родственность очевидна: у ее матери, Прасковьи Григорьевны, в девичестве была фамилия Шилова, она доводилась двоюродной сестрой моему дедушке по отцовской линии. Сама Акулина родилась летом (примерно в июне, когда сажали гречиху) 1931 г. и была старшей в семье. Жила она с матерью, которая умерла 7 апреля 1991 г. и с болящей сестрой Марией, родившейся в 1940 г. Отца Акулины, Андрея Егоровича Игонина, не стало в 1947 г. Был в их семье и брат, Федор, уехавший в молодые годы в Краснодарский край и проживший там всю жизнь, до 2017 г. (Благодарю за точную информацию о датах жительницу с. Демина Поляна и близкую родственницу бабушки Акулины Марию Николаевну Вершинину.)
Бабушка Акулина часто напоминала о святости нашего села, о том, как у святого источника, называемого в народе «Явленная», нашим деминским землякам-пастухам явилась икона Николая Угодника, что вода в этом святом источнике и вода, которая бежит по ключу в Деминой Поляне, — течет из Саровской пустыни, где подвизался великий старец Серафим и где находится сейчас Дивеевский монастырь с его мощами. Так что село живет под защитой самых почитаемых на Руси святых, поэтому в нем никаких смерчей и ураганов не бывало. На соседнее село и пожары, и ураганы налетали, а наше село такие напасти всегда стороной обходят. На кладбище похоронены жившие здесь святые люди, молитвой, постом и трудом созидавшие в своих душах великие добродетели – смирение, целомудрие, кротость. Среди них монахиня Глафира, убиенный Вонифатий, прозорливая Просонька (матушка Параскева) и многие другие.
С блеском в глазах вспоминала Акулина также встречи и службы, проводимые в селе прозорливым старцем Иеронимом, в то время настоятелем Никольского храма в Старом Синдрове, и его слова о Деминой Поляне. Ходила она на эти службы как на великий светлый праздник.
Меня поражали знания бабушки Акулины! Как сама она говорила: «Сеста (столько — прим. авт.) и вправду никто век не знат…». Помнила она даже про тех, кто жил в начале века. К примеру, я заслушивался ее рассказами о знаменитом на всю округу промышленнике Ненюкове, о том, как он помогал простым людям, как сделал для села много добра: ведь это на его деньги была построена местная церковь. Говорила она и о том, как после смерти Ненюкова приезжали сюда его наследники и разные люди и все искали спрятанные им сокровища. О кладах купца, о его несметных богатствах ходило много легенд. Но найти их так и не удалось.
Однако больше всего меня, конечно, удивляло знание бабушкой Акулиной православного этикета.: как вести себя в храме, какие и когда надо читать молитвы, как достойно, по-христиански, проводить усопшего – на эти и многие другие вопросы она знала ответы. Потому что сама она из семьи,  отличавшейся особым благочестием. Все: и дед, и мать ее – были глубоко верующими. Дед даже прислуживал в церкви, а Акулина вспоминала, как еще в самом раннем своем возрасте постоянно была с ним во время службы. Без молитвы в семье ни дел никаких не начинали, ни за стол не садились, ни спать не ложились. Потому она все молитвы как «Отче наш» знает. Да что там молитвы! Псалтырь наизусть прочесть может и Библию от начала до конца!
В маленьком доме бабушки Акулины, состоящем из одной комнаты, — целый иконостас! Много духовной литературы, которую она до конца своих дней неустанно читала. В доме никогда не было ни радио, ни телевидения. Прожила большую часть своей жизни Акулина с сестрой, которая с детства была больна и требовала за собой ухода. Поэтому можно сказать, каждый прожитый ею день – христианский подвиг, на который не всякий способен. Оттого, наверное, она и замуж не выходила, и не было в ее жизни никаких женихов, и отпевали ее как девицу. Однажды в разговоре со мной Акулина сказала, что сначала мать ее на улицу и на разные вечеринки не отпускала, а потом уж и сама она греха боялась и все больше времени проводила дома, в молитвах. Примечателен еще такой момент: Акулина никогда в своей жизни не вкушала мяса. Земляки иногда допытывались: «Акулька, ты в жизни шибко согрешила, что ли?» Она спокойно отвечала: «Да не было у меня шибких грехов».
Много в жизни Акулины Андреевны было путешествий по святым местам, монастырям, церквям. Когда были силы, ездила и даже пешком ходила в Дивеевский монастырь, более 20 раз бывала в Троице-Сергиевой лавре, в Киево-Печерской лавре. И не сосчитать сколько она пешком ходила за более чем 30 км. в единственную действующую церковь в селе Каменный Брод, а затем — в открывшуюся в начале 1980-х годов Колопинскую церковь, что в 15 км от Деминой Поляны. С начала 1990 -х гг. Акулина посещала Никольский храм в Старом Синдрове и перестала ходить на службы, лишь когда заболели ноги.

Акулина Андреевна Игонина стоит крайняя слева

Поделилась со мной бабушка Акулина и одной своей тайной: «Случилось это давно, в 1947 году. Мне тогда 17 лет было. Постучался к нам под Новый год путник с женщиной, которая по годам ему дочерью выходила. А у нас и угостить-то нечем: одна картошка на столе. А он: нам, мол, ничего другого и не надо, пустите на ночлег. День живут, другой… Нам же интересно, кто они такие будут. Путник и молвит: «Из-под Перми мы, пробираемся в Саров, на святую землю». И попросил много не спрашивать. Шесть недель они у нас жили. Прозорливая Просонька (проживавшая в селе матушка Параскева — прим. авт.) увидела как-то их, а потом и говорит нам, что это царь с дочерью были. «Какой такой царь?» – удивились мы с матерью. Она ответила, что Николай II и дочь его Мария. Ну хочешь верь, хочешь – нет, а ведь это после того уже пошли разного рода слухи, что русского царя не удалось убить, что семья его спаслась и они выходили из-под Перми разными путями. Потом загорские монахи рассказывали, что Николай II умер – это где-то в 50-х годах случилось – и его тайно похоронили где-то».
Конечно, мне как человеку с историческим образованием сложно было в это поверить. Но я не стал спорить с бабушкой Акулиной, ведь она в это твердо верила, как и в святость места, на котором стоит Демина Поляна.
Это и многое другое рассказывала мне бабушка Акулина, и немало ещё могла бы рассказать… Летом 2011 г. ей исполнилось 80 лет. Она говорила всем землякам: «Вот Колька из Москвы на Покров приедет в Демину, и мы уж все вместе отметим этот юбилей». Я знал про эту знаменательную дату и готовился к ней. Но за несколько дней до моего выезда в родное село пришло печальное известие, что бабка Акулина скончалась. Ее уход был очень быстрым: вышла на улицу, немного пообщалась с соседями, постояла на поляне около дома – и внезапно упала…
На похороны я не успел, попал только на поминки. Посидели в их доме с ее братом Фёдором, помянули. Федор Андреевич (это была наша единственная в жизни встреча) снял сверху икону с ликом Спасителя и подарил мне ее на память. Эту икону я привёз в Москву, и она находится в моем доме. А недавно к ней присоединился еще и рисунок с прежним храмом Покрова Пресвятой Богородицы, подаренный мне бабушкой Акулиной. Рисунок этого храма – еще одна частица вечной, светлой памяти о родном и дорогом мне человеке и о моей малой и самой главной родине – Деминой Поляне.

Н. В. Шилов

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *